В «ЕрмиловЦентре» открывается выставка художников «Литера «А»

kompass.ua, 01/03/2013

Выставка художников знакового для современного искусства Харькова творческого объединения «Литера «А», которая проходит в «ЕрмиловЦентре», является предъюбилейной. В следующем году объединению исполняется 25 лет. В его состав в разное время входили такие художники как Андрей Пичахчи, Андрей Гладкий, Алексей Есюнин, Алексей Борисов, Виталий Куликов, Сергей Братков, Cергей Семернин, Вачаган Норазян, Виктор Гонтаров, Елена Кудинова, Виктор Чумаченко. Сегодня все участники группы работают индивидуально, но общность взглядов на искусство, позволяет им, даже спустя 25 лет, экспонироваться вместе, под брендом «Литера «А».

Художественное объединение «Литера «А» возникло на волне гласности и перестройки конца 80-х, когда в Украине наблюдалось творческое оживление, расшатывались идеологические конструкции, а в воздухе витала cвобода. Тогда не могло не возникнуть нового искусства, которое противопоставило бы себя существующему соцреалистическому стилю. Этому предшествовал ряд разрозненных явлений в советском искусстве, которые не вписывались в официальный канон и где зрело недовольство советской конъюнктурой, где продолжался поиск свободного выражения. Унаследовав от Советского союза хорошую живописную школу, представители «Литеры «А» отказались от cоветского академизма в пользу искусства авангарда начала ХХ века. Классическая академическая традиция, для которой свойствено отражение действительности, сменилась в их творчестве авангардными художественными поисками.

Художники «Литеры «А» и на сегодняшний день, в ситуации смены художественных критериев и переоценки глобальных ценностей в современном искусстве и обществе, которая отчетливо проявилась в особенности на рубеже двух столетий, сохраняют свои идеалы. Этический аспект в действиях художника и верность идеалам «чистого» искусства, остаются для них катализатором не только личностных отношений, но и задают всеобщий вектор творческих устремлений.
Как справедливо отметил искусствовед Олег Коваль: «Искусство художников, которое «ощущалось в начале 90-х как поворотный этап в харьковском искусстве, и находилось на переломе между традиционным искусством и искусством авангардным, или неоавангардным, сегодня уже не воспринимается так остро. Однако благодаря тому, что они сохраняют в своем искусстве высокий уровень профессионализма, для которого характерным является определенное отношение к картинной форме, именно в соприкосновении с творчеством художников мы каждый раз чувствуем опыт переживания авангарда как нечто новое и актуальное».

Таким образом, художники объединения «Литеры А», которые 25 лет назад откровенно полемизировали с советской изобразительной традицией, приобрели статус «классиков», оказавшись в ситуации оппозиции уже в отношении к contemporary art, не только сдерживая натиск мейнстрима, но и выполняя роль связующего в переходе от прошлого к будущему, от старого к новому, от авангарда к актуальному искусству. По словам исследователя современного искусства Ларисы Савицкой: «Нонконформизм «Литеры «А», внесенный в ее основание еще Виталием Куликовым, по сути, стал внутренним стержнем моральной и творческой деятельности членов объединения. Несмотря на «невроз бедности», сопутствующий нонконформизму любых времен, литеровцы не шли на компромисс ни в творчестве, ни во взглядах на жизнь социума. Фактически, выйдя из андеграунда советского времени, художники подготовили почву для его нового этапа, оппозиционного идеологии культуры потреблен

Экспозиция, созданная литеровцами в «ЕрмиловЦентре» способна продемонстрировать, сможет ли искусство художников, как выразился некогда Андрей Пичахчи, «стать еще проще — упрощаясь и упрощаясь всё дальше, пройти в иное, «вывернуться наизнанку» — в невероятную сложность, загадку примитивной простоты?». За простым названием выставки «Классики» скрывается и другое значение, отсылающие к детской игре, смысл которой заключается в перепрыгивании из одного расчерченного квадрата в другой таким образом, чтобы не попасть на нарисованную на земле черту.

В пространстве «ЕрмиловЦентра» принцип «классиков» реализуется посредством разделения на зоны, и выражен не только в экспозиционном разделении, но и в характере самих проектов. В таком подходе осуществляется отступление от банальной ретроспективы художников в сторону экспонирования новых живописных работ, или процессуального создания объекта в пространстве экспозиции, что стимулирует поиск новых смыслов. Играя, как и 25 лет назад, в ту же игру, литеровцы делают это по своим cобственным правилам, в «игровой» форме решая поставленные задачи, перевоплощаясь вновь и вновь, но оставаясь самими собой. Таким образом, художники демонстрируют, с одной стороны, необходимость взаимоотношений для создания единого дискуссионого поля в искусстве, а с другой – выявляют потребность индивидуального подхода в выражении творческих устремлений каждого художника в отдельности.